Новости
Опубликован и вступил в силу обновленный перечень брендов, которые теперь можно ввозить в Россию без одобрения со стороны владельцев торговых марок.
Так называемую схему параллельного импорта для них одобрил Минпромторг: раньше юридические лица не имели права привозить такие товары в Россию без разрешения производителей. Теперь заметная часть автомобилей и запчастей тех марок, которые приостановили производство в России по разным причинам, без проблем пройдет российскую таможню.
Volkswagen, Rolls-Royce, Bugatti, Bosch и Continental без разрешения
В документе в категории «Средства наземного транспорта» представлен следующий перечень автобрендов, разрешенный для параллельного импорта:
Acura MAN
Aston Martin Maserati
Audi Maybach
Bentley Mercedes-Benz
BMW MINI
Bugatti Mitsubishi
Chrysler Nissan
Daimler Porsche
Ferrari Renault
General Motors (включая Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC) Rolls-Royce
Honda Scania
Hummer SEAT
Infiniti Skoda
IZUZU smart
Jaguar Subaru
Jeep Suzuki
Lamborghini Tesla
Land Rover Toyota
Lexus Volkswagen
Linсoln Volvo
Также в перечне присутствует еще несколько брендов, которые специализируются на производстве грузовой техники.
В ряде категорий, включая изделия из металлов, Минпромторг также указал значительный список бредов и производителей автозапчастей. Соответственно, оригинальные и фирменные детали этих брендов теперь можно ввозить юрлицам в коммерческих масштабах. В основном перечень полностью перекликается с брендами автомобилей, который указан выше.
В список производителей запчастей попали:
Bosch
Мahle
Wabco
Gates
Wabtec
Другие.
В список шин, которые можно ввозить без одобрения марок, попали:
Michelin
Continental
Goodyear
Bridgestone
Что означает возврат параллельного импорта для автомобилистов
Параллельный импорт был официально запрещен в России с 2009 года: без разрешения правообладателя бренда для юридических лиц ввоз продукции стал нелегальным. При этом юрлица все равно ввозили автомобили в Россию в обход таких требований.
Например, так к нам завозили автомобили Tesla: продавцы использовали схемы через ввоз машин, к примеру, в Белоруссию или Казахстан с временным оформлением на местных резидентов-физлиц. Однако схема не имела промышленных масштабов. При этом физлица (как тогда, так и сейчас) могут ввозить любые нужные им товары, включая новые автомобили и запчасти без ограничений для личных целей.
Поэтому, как объяснил в беседе автомобильный эксперт Олег Мосеев, для рядовых водителей мало что изменится. По его оценке, официальным дилерам пользоваться параллельным импортом смысла нет.
«Схему будут использовать, но это в целом неглобальная история, — отметил Мосеев в беседе . — Автомобили, например, будут ввозить через страны арабского мира, через Турцию. Потому что в Европе сейчас боятся вести денежные расчеты с Россий, опасаясь заморозки средств. Кроме того, ввозить машины дороже 50 тыс. евро из Европы сейчас нельзя. Поэтому схема в целом поможет, но локально. И схема с оформлением на физлиц остается более привлекательной с точки зрения рисков. При этом ввозные пошлины в России на такие автомобили никто пока не отменял. Поэтому никто не будет покупать новые Volkswagen заграницей и перевозить их в Россию в промышленных масштабах».
По оценке эксперта, схема в первую очередь поддержит ввоз автомобилей класса «премиум» и luxury, в том числе из Арабских Эмиратов. «Вопрос с дефицитом автомобилей параллельный импорт не решит, это скорее политическое решение. При этом качество документа низкое, какие-то машины ввозить можно, а их запчасти — нет. Выбор брендов тоже требует доработки», — добавил Мосеев.
В свою очередь заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов также не ожидает значительных изменений в ситуации с поставками автомобилей в Россию из-за разрешения параллельного импорта.
В беседе он отметил, что нормы по защите интеллектуальных прав никто не отменил. «Импортеры и бизнесмены могут столкнуться с непрогнозируемыми рисками. Потому что сегодня Минпромторг рассказывает, что список можно менять хоть каждый день и это будет зависеть от решения иностранных компаний возвращаться им или нет. И если закупить, условно, такие автомобили и ввезти в Россию, то нет гарантии, что разрешение быстро отменят и производитель сможет предъявить претензии. Но к физлицам этот вопрос с целом не относится», — предостерег эксперт.
Что будет с гарантией на ввозимые «параллельно» автомобили
По просьбе официальные автодилеры ответили на вопросы о возможности сохранить гарантию на обслуживание и ремонт таких автомобилей в России. Как объяснил генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич, юридические лица ранее не могли растаможить в России автомобили, дистрибьюторы которых были представлены в стране. Однако, по его мнению, параллельный импорт не решит проблему дефицита автомобилей в стране, поскольку он в разы дороже поставок автомобилей через официальных дистрибьюторов
«С точки зрения гарантии для потребителей ничего не меняется, она будет — гарантийные обязательства в таком случае лягут на дилеров. То есть на автомобили, ввезенные по параллельному импорту, будет действовать гарантия от дилера, а не от дистрибьютора», — считает Терлюкевич.
О том, что дилеры и сами могут начать использовать параллельный импорт, рассказал генеральный директор ГК Автодом Андрей Ольховский.
«Дилеры ограничены действием дилерских договоров, но при желании это будет одной из опций продолжения существования бизнеса и поддержание его работоспособности. Мы, в свою очередь, готовы давать гарантию на такие автомобили, но за отдельную плату, так как в цену автомобиля это не было заложено. В других случаях клиенты могут приобрести автомобиль без возможности провести гарантийное обслуживание», — прояснил ситуацию Ольховский.
Параллельный импорт автозапчастей частично решит проблемы
Разрешение параллельного импорта автозапчастей эксперты и участники рынка оценили как более значимое событие для водителей. К примеру, по их ожиданиям, это частично решит сложности с обслуживанием и ремонтом. В том числе по полисам ОСАГО и каско. Тем не менее, полностью проблема не уйдет — такое мнение в беседе высказал директор Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК) Алексей Певхенен.
Как сообщает «Коммерсантъ», автомобильные запчасти за март – апрель подорожали на 30%. Проблемы с поставками привели к существенному дефициту бамперов, стёкол и фар, из-за чего цены порой вырастали в шесть раз относительно рекомендованных уровней. Разрешение параллельного импорта запчастей пока ситуацию не улучшило.
Сильнее всего среди наружных кузовных элементов, вне зависимости от марки автомобиля, подорожали бамперы (передний и задний) — на 34% и 32% соответственно. На 32% подорожали передние фары, крылья выросли в цене на 31%, передние двери — на 30%, капоты, задние двери и решётки радиатора — на 29%.
Заместитель гендиректора по сервису «Авилона» Алексей Гуляев заявил, что запчасти для осуществления кузовного ремонта сейчас «в наиболее заметном дефиците». С ним соглашается директор по сервисному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов
В целом запасы комплектующих на складах тают. Имеющихся объемов хватит на два-четыре месяца работы. Для относительно старых моделей (пять лет и старше) доступны неоригинальные кузовные запчасти, есть предложения по б/у. На новые и уникальные модели — острый дефицит кузовных деталей (от стекол и фар до крыльев и бамперов).
Роман Тимашов
На сегодняшний день около 30–35% техцентров испытывают сложности с наличием комплектующих, особенно деталей для двигателя, амортизаторов, частей подвески, электроники, а также некоторых расходников: моторного масла, фильтров, свечей зажигания. Дефицит был ещё до начала военной операции на Украине, ситуация лишь усугубилась.